Вспомогательные методы работы

1.     Гуманистическая клиент-центрированная психотерапия.

 

В центре внимания – человек, обратившейся за помощью, человек с уникальной внутренней системой координат. Благодаря тому, что терапевт очень настраивается на клиента, он создает безопасные условия, в которых человек сможет поделиться своими трудностями, чувствами и мыслями. Человек получает новое видение себя и той ситуации, в которой находится, получает доступ к своим скрытым внутренним  ресурсам, что позволяет найти наиболее эффективный путь в решении проблемы. 

 

2.     Телесно-ориентированная психотерапия

 

Мысли и чувства человека живут в теле. Тело можно назвать архиватором опыта человека - всего того, что происходило с человеком в жизни. И часто то, что человек уже не помнит, или считает, что уже прожил, продолжает каким-то образом “жить” в его теле, трансформируясь либо в какие-то симптомы болезней, либо в какое-то стереотипное поведение, мешающее действовать свободно и спонтанно, и выстраивать конструктивные отношения с людьми. В этом подходе работа идет через телесный контакт. Терапевт говорит на языке тела, дает опору и создает условия для восстановления душевного равновесия.

 

3.     Песочная терапия

 

Песочная терапия – это техника, которая возникла в рамках психоанализа К.Г.Юнга. Было замечено, что создание песочных картин, или, как их еще называют, композиций на песке, помогают человеку прикоснуться к своему внутреннему миру, поднять оттуда необходимый для актуальной жизни материал, который дает новое понимание себя в настоящем, новый ресурс для преодоления трудностей жизни. Это невербальный подход, в нем идет разговор через символы.

 

Кроме Юнгианской песочной терапии, я часто использую интерактивную песочную терапию в рамках гештальт-подхода. Построенные песочные композиции используются скорее как отражение текущих жизненных ситуаций клиента, которые помогают увидеть их более четко, структурно, просто по-другому, а главное помогают найти ресурс и выход, который в данной ситуации наиболее подходит данному человеку в данной ситуации.  

 

4.     Игровая терапия

 

Это терапия для детей от 3х до 11и лет.  Мир детей лежит в иной плоскости, чем мир взрослых. То, что взрослый может прожить, прочувствовать, продумать у себя внутри, ребенок может это сделать только во время игрового процесса или в процессе фантазирования. Ребенок разговаривает через игру, выражает себя через игру, исследует себя через игру. Посредством игры он пытается справиться с разными переживаниями, которыми полна его жизнь. В условиях игровой недирективной терапии психолог разговаривает с ребенком на его языке – языке игрушек и разных игровых материалов, помогая выразить  то, что его беспокоит. Игровая терапия является очень эффективным методом в решении различных проблем у детей.

 

Игровая терапия в гештальт-подходе более фокусная, и отталкивается от запроса родителей, поскольку в нем рассматривается не просто сам по себе ребенок, а “ребенок – в ситуации”: семьи, детского сада, школы. Терапевт создает условия в игре или с помощью других материалов, которые помогли бы ребенку скорректировать его проблемы и трудности.